«Mini-Rotaru Engine"
«Mikro-Rotaru Engine»
«США»
На рисунке 1 изображен один из самых маленьких, когда-либо созданных в мире роторно-поршневых двигателей. Работает двигатель на пропан-бутановой смеси. Рабочий объем составляет 77 мм. куб. Планируемая мощность — от 10 до 100 Вт. Данная модель работает в диапазоне 2.5−30 Вт. Пожигание смеси — компрессионное или электрическое. Габариты камеры сгорания: высота -9.5 мм.; ширина — 12.5 мм.; толщина — 3.6 мм.
На рис. 2 изображена генераторная установка для выработки тока.
Рис.1
Данные творения инженерного исскуства создаются в лаборатории Микро-Ротационных двигателей внутреннего сгорания (Micro-Rotary Combustion Lab (MRCL)) создают миниатюрные источники энергии, которые будут минимум в 7−14 раз более энергоёмкими, чем традиционные источники питания (литиевые или щелочные батареи). Это новая «портативная энергетическая система» будет снабжена роторным двигателем внутреннего сгорания (двигателем Ванкеля -ДВС). Они уже разработали самый маленький роторный двигатель в мире. Размером в стопку из нескольких одно-пенсовых монет, «мини-двигатель» может вскоре заменить электрические батарейки как более эффективный портативный источник питания для любых устройств от портативных компьютеров до цифровых камер. Данный двигатель является первым в мире в своем классе способным снабжать энергией потребители в непрерывном режиме. Однако данный технологический прорыв можно рассматривать лишь как первый шаг по направлению к созданию «микро-двигателя» объемом в в 1000 раз меньшим — размером приблизительно с одну из букв однопенсовой монеты, который расширяет границы использования ДВС — границы исследованных процессов горения, потоков и технологии производства. Поводом для начала исследований послужило то обстоятельство, что использовать  жидкое углеводородное топливо выгоднее всего, так как оно имеет приблизительно в 50 раз большую энергоёмкость (энергия/вес), чем у традиционных электрических батарей. Это означает, что портативный источник энергии, использующий двигатель с 20% к. п.д., вместе с ёмкостью для топлива, весил бы примерно столько же, сколько и традиционная батарейка, но имел бы энергоёмкость по крайней мере в 10 раз выше.
  Изготовленный из стали методом электро-эрозионного фрезерования (Electro-Discharge machining (EDM)), «мини-роторный» двигатель имеет мощность порядка 4 Ватт. В ближайшее время исследователи планируют улучшить характеристики этого двигателя с целью повышения его мощности до 30−60 Ватт, требуемой для питания ноутбука. Усилия разработчиков направлены на улучшение уплотнений, модификацию ротора и картера, а также улучшения технологичности всего изделия. В качестве топлива в настоящее время используется водород, но в будущем будет использованы углеводородные типы топлива, такие как бутан. В процессе разработки двигателя, исследователи разработали всё вспомогателтьное оборудование, необходимое для тестирования двигателя и подобное испытательным стендам для традиционных ДВС. «Мини-двигатель» имеет применение в качестве распределенного источника энергии для электронных устройств, когда он работает в паре с электро-генератором, или напрямую обеспечивая механической энергией миниатюрные устройства, например такие, как насосы, компрессоры, роботы или мини-летательные аппараты.
Рис.2
Ну и наконец, действительно самым маленьким в мире можно назвать двигатель изображенный на рис. 3,4.5,6,7,8, на его ротор можно также посмотреть под микроскопом (См. приложение).
Рис.5
Рис.3
На рис. 5 изображен кремниевый картер 1 мм микро-роторного двигателя с осевым  прямозубчатым
колесом и каналами впуска и выпуска газов.
Рис.6
На рис. 6 изображен ротор из карбида кремния и кремниевый
картер 3 мм роторного двигателя.
 
Характеристики Микро-роторного двигателя
·    Диаметр ротора: 1 мм;
·    Частота вращения ротора
(макс об. мин): 40 000;
·    Мощность
(приблизительно): 26 мВатт;
·    Рабочий объем: 0,064 мм³.
В долгосрочные планы коллектива университета Беркли входят разработка «микро-роторного» двигателя из керамических материалов размером в несколько миллиметров и мощностью приблизительно в 30 миллиВатт (примерно такой же ка и у щелочной батарейки). Процесс производства этих «микро-двигателей» уже готов. Технология, используемая для изготовления «микро-двигателей» была разработана на основе технологий производства MEMS -микроэлетромеханических систем. MEMS использует технологии интегрированной печатной индустрии для изготовления механических устройств. Она комбинирует преимущества миниатюризации с массовостью производства и низкой стоимостью характерными для индустрии компьютерных чипов. Индустрия MEMS производит коммерческие устройства от датчиков автомобильных подушек безопасности до оптических микро-переключателей для цифровых видео проекторов. Двигатель рассматриваемого размера мог бы производить приблизительно 30миллиВатт мощности используя при этом только 1/1000 унции топлива для двух часов работы.
Двигатель такого размера не только требует крошечного количества топлива для работы, но и производит такое же минимальное загрязнение окружающей среды. CO
2 выброс «мини-роторного» двигателя равен количеству CO2 выдыхаемому человеком. В случае с «микро-двигателем», необходимо было бы более 100 таких «микро-двигателей» для производства такого же количества CO2.
Этот проект финансируется DARPA (Defense Advance Research Project Agency). DARPA финасирует передовые исследования, результаты которых будут востребованы в будущем. Тогда правительство США смогло бы использовать портативные энергетические установки для уменьшения веса солдатского снаряжения, так же в энергетических установках микро-разведывательных аппаратов или снабжения энергией удаленных (выносных) датчиков. Коммерческое использование включает в себя портативные электронные устройства, такие как переносные компьютеры, сотовые телефоны, диктофоны плейеры и т. п
Рис.4
У  этого технического шедевра целая кагорта авторов. Но скорее всего, настоящий Автор, как всегда и везде располагается в последних строчках этого немыслимо длинного списка. Там его и разыскивайте.
 
Principal Investigator
Professor Albert P. Pisano
Co-Principal Investigators
Professor Carlos Fernandez-Pello
Professor Dorian Liepmann
Professor Roya Maboudian
Professor Seth Sanders
Visiting Professors
Professor Kenji Miyasaka
Professor Kauru Maruta
Post Doctoral Researcher
Dr. David Walther
Dr. Muthu Wijesundara
Graduate Student Researchers
Ms. Brenda Haendler
Mr. Josh Heppner
Ms. Debbie Jones
Mr. Aaron Knobloch
Mr. Fabian Martinez
Mr. Matt Senesky
Mr. Bennet Sprague
Mr. Perry Tsao
Undergraduate Student Researchers
Mr. Israel Figueroa
Mr. Danny Lei
Past Students
Mr. Bryan Cooley (MS)
Mr. John Dirner (MS)
Dr. Kelvin Fu (PhD / Post Doc)
Mr. Hyun Jin In (BS)
Mr. William Lindsay (MS)
Mr. Timothy Melano (BS)
Dr. Conrad Stoldt (Post Doc)
Dr. Chen-Li Sun (Post Doc)
Ms. Miki Yamada (BS)
Mr. Jack Yu (MS)
Рис.7
Рис.8